№ 4-5 (029-030), 2005
От редакции
В о п р о с ы ч л е н а м р е д а к ц и о н н о г о с о в е т а
ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ?
ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС СТАЛ БОЛЬШЕ ЦЕНИТЬ РОССИЙСКОЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ?
На вопросы отвечает член редакционного совета журнала «Персонал-Микс» Валентин Галенко
доктор экономических наук, профессор, проректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, директор Высшей экономической школы
Взаимодействие бизнеса и бизнес-образования, как мне представляется, сейчас вступает в новый этап развития.
В первое десятилетие реформ бизнес-образование обслуживало, так сказать, «первичные потребности» компаний, предлагая им в основном унифицированные функциональные программы переподготовки специалистов с целью устранения дефицита кадров. Сейчас получают распространение корпоративные программы, в формировании которых сами компании принимают активное участие.
Это сотрудничество существенно обогащает содержание образовательных программ, а его развитие объясняется тем, что управленцы компаний и прежде всего руководители служб управления персоналом становятся настоящими профессионалами. Не менее важно, что в программах бизнес-образования все большее участие принимают специалисты-практики, действующие управленцы и предприниматели, опыт которых весьма важен для совершенствования программ обучения.
Наконец, представители бизнес-сообщества играют все более активную роль в становлении общественной аккредитации бизнес-школ. Примером тому является Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) и Экспертный совет Министерства образования и науки по МВА, куда входят бизнесмены. Хотелось бы подчеркнуть, что весьма положительным является и расширяющееся участие представителей бизнес-сообщества в попечительских советах учреждений бизнес-образования.
Что касается самого бизнес-образования, то здесь происходят разнообразные процессы. С одной стороны, количество игроков на рынке образовательных услуг увеличивается, что является ответом на запросы компаний. Так, число учреждений, получивших право на реализацию программ МВА в России, возросло с 30 до 45. Сам по себе это факт весьма положительный, поскольку для потребителя увеличивается возможность выбора, а значит, должно повышаться качество программ бизнес-образования. С другой — требования к программам также повышаются, но преподавательских кадров, соответствующих новым бизнес-программам пока не хватает. Отсюда — большие разрывы в качестве и цене предлагаемых на рынке программ.
В целом же движение идет в правильном направлении, поскольку запросы бизнеса по отношению к бизнес-образованию будут возрастать.
Поэтому бизнес-образованию предстоит еще многое сделать. И прежде всего за счет повышения качества предлагаемых программ, их лучшей адаптации к реальным проблемам бизнеса.
С точки зрения дидактической, программы не должны быть настроены на простую передачу знаний, но должны максимально использовать методы «обучения действием — action learning». Не менее важно организовать обмен опытом и его систематизацию — именно как неотъемлемую часть учебного процесса.
Проведение занятий в форме консультаций также позволит существенно поднять уровень соответствия запросам компаний и слушателей.
И, наконец, чрезвычайно важным для бизнес-образования является развитие у слушателей представления об этических ценностях, присущих среднему классу.
Хотелось бы подчеркнуть, что за последние годы существенно повысилось качество учебной литературы — и переводной, и отечественной, — ориентированной на бизнес-образование и, конечно, нельзя не отметить ту роль, которую стали играть профессиональные журналы — такие как «Персонал-Микс» — в развитии бизнес-образования в Санкт-Петербурге и России.
Пользуясь трибуной нашего журнала, я хотел бы вспомнить о двух юбилейных датах. В 2005 году исполняется 75 лет со дня основания Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов — ведущего экономико-управленческого вуза страны, немало сделавшего для становления и развития бизнес-образования в России. Именно в «Финэке», в его Высшей экономической школе была основана одна из первых бизнес-школ в Питере и в 1993 года начала реализовываться программа МВА.
Другая дата этого года — 15-летний юбилей Российской ассоциации бизнес-образования. Деятельность РАБО всегда отличалась динамизмом, творчеством и устремленностью в будущее.
Я думаю, от имени нашего журнала мы можем поздравить коллег с юбилейными датами и пожелать им дальнейших успехов на ниве бизнес-образования.
|