Персонал-Микс

 / архив  / 



Содержание

От редакции

Summary


№ 5 (024), 2004


От редакции


Сегодня много говорят о том, что человеческие ресурсы компании — это ключевой фактор ее успешного развития. Однако известно, что само по себе обладание ресурсами, пусть даже стратегическими, не гарантирует еще конкурентных преимуществ, не приводит автоматически к желаемым результатам. Для этого нужна система управления, ориентированная на развитие социального потенциала организации. Под социальным потенциалом мы понимаем характеристику человеческих ресурсов компании, которая отражает суммарный потенциал их социальной сплоченности, солидарности и трудовой активности.

Ориентация на развитие социального потенциала организации обусловливает целесообразность включения в систему управления человеческими ресурсами двух подсистем: поддерживающей и активизирующей.

Создание и эффективная работа поддерживающей подсистемы связаны с решением двух ключевых вопросов: как привлечь нужных сотрудников и как их удержать в компании. Тут речь идет по существу о формировании систем подбора и стимулирования персонала.

Предназначение активизирующей подсистемы состоит в том, чтобы побуждать сотрудников работать эффективно, в интересах компании, то есть речь идет о создании системы мотивирования персонала. Безусловно, эти подсистемы неразрывно связаны между собой и в то же время решают разные управленческие задачи, а посему должны взаимно дополнять, а не исключать друг друга.

В управленческой практике накоплен достаточный арсенал инструментов, которые могут быть успешно использованы для решения названных выше задач. В качестве инструментов привлечения сотрудников в компанию выступают:

— брэнд компании (имя, размер, рейтинг, характер бизнеса);

— политика в области оплаты и стимулирования труда (размер заработной платы, наличие премий, бонусов и т.п.);

— политика в области развития персонала (возможности профессионального и карьерного роста, объем полномочий и ответственности);

— социальная политика компании (корпоративные программы по созданию и развитию внутриорганизационной инфраструктуры, по социальной защите и социальному обеспечению сотрудников, по совершенствованию организационной культуры и коммуникаций);

— информационная политика компании (прозрачность деятельности, доступность информации о стратегии развития и организации управления) [3, с. 43—45; 4, с. 54—55].

К инструментам удержания работников в компании чаще всего относят:

— организацию и оплату труда;

— наличие программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

— разработку программ кредитования, опционов для ключевых сотрудников;

— разработку компенсационных мер в отношении инфляции, налоговых потерь и т.п.;

— гибкий подход к формированию социального пакета, учитывающий индивидуальные заслуги, а также интересы и предпочтения сотрудников;

— внутренний PR [4, с. 55].

В качестве инструментов побуждения работников к эффективному труду предлагаются:

— передача ответственности, что повышает значимость работника и в собственных глазах, и в глазах окружающих;

— продвижение и рост (даже в пределах одной должности, при этом важно, чтобы человек ощутил собственный прогресс);

— признание и поощрение, например выбор лучшего сотрудника в текущем месяце, при этом у каждого должна существовать возможность выиграть;

— оптимизация коммуникаций в организации, создание внутренних средств информирования сотрудников о делах копании, расширение каналов обратной связи (форум в системе интранет, ящики для сбора предложений, обсуждение вопросов на страницах внутреннего печатного издания). Важно, чтобы работник ощущал открытость внутренней информационной среды компании и включенность в процессы ее развития;

— забота о работнике, его семье, социальная защита работника посредством реализации корпоративных программ [5, с. 42—43].

Алгоритм формирования эффективной системы управления человеческими ресурсами включает в себя пять основных этапов:

диагностику организации, направленную на выявление и типизацию проблем развития компании [2, c. 46—47];

кадровый аудит, направленный на оценку системы управления персоналом, выявление проблемных зон, «узких мест» и ресурсных возможностей их «расшивки»;

оценка персонала, направленную на выявление уровня трудовой мотивации работников и группировку их по данному критерию 1;

ранжирование сотрудников в пределах выделенных групп по степени восприятия тех или иных стимулов; результатом является формирование системы денежных и неденежных вознаграждений, стимулирующих сотрудников на эффективную работу;

апробацию системы стимулирования, нацеленную на выявление обратной связи и корректировку принимаемых решений.

Безусловно, это лишь общая схема, которая не учитывает всех нюансов. Кому-то она покажется слишком трудоемкой и дорогой. В то же время опыт ряда компаний свидетельствует, что такая логика формирования системы управления человеческими ресурсами оправдана — она дает положительные результаты.

Л и т е р а т у р а :

1. Коровина Ю. Разработка системы мотивации персонала в гостиничном бизнесе // Персонал-Микс, 2001, № 6; 2002, № 1.

2. Макушкина А. Мы выбираем, нас выбирают, или Размышления о мотивации персонала // «Персонал-Микс», 2002, № 1.

3. Осипова Э. Факторы мотивации персонала // Персонал-Микс, 2002, № 6.

4. Чемеков В. Три аспекта организационной мотивации // Персонал-Микс, 2002, № 3.

5. Шеклтон Р. Мотивация — меняющийся подход // Персонал-Микс, 2001, №

 

Если вы думаете, что в каждом человеке можно найти что-то хорошее, значит, вы никогда не работали в отделе кадров.

Кадровик компании «Кодак»

Еженедельная рассылка новостей деловой жизни от журнала «Персонал-Микс».

 

Все права защищены. Использование материалов только с письменного разрешения издателя.

Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, 11, литер Е
Тел.: (812) 230-46-83, 230-94-57
E-mail: info@personal-mix.ru

 

 

Яндекс цитирования Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru

 

© Персонал-Микс, 2006