|
№ 3 (022), 2004
От редакции
Мери ТАРЛОВА, председатель совета директоров ООО «Римус», президент компании «Элит-Транс», председатель совета директоров компании «Барабу-кофе» (Петербург) «Напали на нас проклятые буржуины», или Еще раз о проблемах взаимоотношений собственников и менеджеров в современной России — Что является главной проблемой, мешающей владельцам компаний делегировать свои полномочия наёмным менеджерам в условиях современной российской действительности? Этот вопрос я задала лектору на семинаре, организованном Центром деловой этики и корпоративного управления. Получив в ответ: «В основном это внутренняя проблема каждого конкретного владельца и решается в каждом случае индивидуально», я поняла, что либо задала не тот вопрос, либо получила не тот ответ. После окончания семинара мы разговорились, и я предложила свою версию: «Главная проблема отсутствие гражданского общества, состоящего из цивилизованных собственников». Глобальность формулировки вызвала улыбку у лектора, кандидата психологических наук. Несколько дней после семинара, вспоминая эту улыбку, я мысленно аргументировала свой ответ. В результате этих размышлений мне захотелось, во-первых, перечитать стихотворение Самуила Маршака про Мистера Твистера и «Сказку про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово» Аркадия Гайдара и, во-вторых, высказаться о проблеме публично. Я как собственник нескольких некрупных, но разнообразных предприятий, построенных «с нуля», остро ощущаю дефицит менеджеров и просто сотрудников, уважающих Собственность и понимающих ее природу. Основная причина этого дефицита, на мой взгляд, заключается, с одной стороны, в том, что большая часть собственников предприятий возникла в результате скоротечной и не всегда справедливой приватизации. Поэтому владельцы компаний, как правило, ассоциируются не с тружениками, добившимися своего благосостояния ценой усилий и жертв, а с карикатурным Мистером Твистером, каким его представляла коммунистическая пропаганда. Хотя, возможно, прототип этого литературного героя был образованным и трудолюбивым выходцем из не очень богатой семьи. С другой стороны, в экономику еще не пришло поколение россиян, выросших в квартирах и домах, купленных их родителями на заработанные деньги, а не в полученных бесплатно от государства. Только с ростом в обществе числа добросовестных и активных собственников, как предпринимателей, так и просто граждан, можно надеяться на появление взаимопонимания между владельцем компании и менеджером. И до тех пор пока наши Мальчиши-Кибальчиши не узнают буржуинскую «военную тайну» владения, эффективного пользования и разумного распоряжения собственностью нам «Мистерам Твистерам» придется управляться самим.
|