№ 4 (017), 2003
От редакции
Валентин Галенко, доктор экономических наук, профессор, проректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, директор Высшей экономической школы СПбГУЭФ, член редакционного совета журнала «Персонал-Микс». Подготовка квалифицированных кадров: проблемы и перспективы Переход к экономическому росту, переживаемому сейчас Россией, связан с быстрым увеличением потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах. Но экономический рост мог бы быть более быстрым и существенным, если бы он не сдерживался дефицитом профессиональных кадров. Традиционными источниками заполнения вакантных рабочих мест являются: выпускники образовательных учреждений, безработные, пенсионеры, привлекаемые из-за рубежа работники. Их эффективное использование предполагает предварительное обучение (профпереподготовку), а также повышение квалификации. В значительной степени это оказывается необходимым и для трудоустроенных граждан в связи с возникновением новых задач, сфер профессиональной деятельности. Вместе с тем система профпереподготовки и повышения квалификации кадров явно запаздывает в своем развитии и не в состоянии обеспечить потребности в специалистах, вызванные экономическим оживлением. Это является серьезным барьером для экономического развития. Среди причин данного явления можно выделить: закрытие многих образовательных учреждений, особенно профтехобразования в периоды экономического спада; отсутствие адекватной поддержки образовательных учреждений со стороны государства; отток высококвалифицированных кадров из сферы образования вследствие сравнительно низкого уровня оплаты их труда; отсутствие серьезных инвестиций в сферу образования из?за низкой рентабельности вложений. В настоящее время в России наблюдается принципиальная трансформация механизмов функционирования хозяйственных организаций. Россия активно включается в мировую экономическую систему в новом качестве. Предстоящее вхождение в ВТО ставит перед отечественными предпринимателями сложные задачи обеспечения конкурентоспособности работы по международным правилам ведения бизнеса. По-новому должны работать руководители предприятий и специалисты в области маркетинга, финансов, управления персоналом, логистики и др. Особо можно выделить необходимость подготовки специалистов в области информационных технологий, способных работать в системе международного рынка. Все это определяет рост потребности в квалифицированных кадрах и особые требования к ним. Например, в январе 2003 года в банке вакансий департамента федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу находилось около 70 000 вакансий и в то же время около 22 000 безработных. Имеет место структурная безработица. При этом 75% вакансий приходится на рабочие специальности и 25% на служащих. По оценкам правительства Ленинградской области, до 2005 года будет создано около 17 000 рабочих мест. К этому моменту общий дефицит рабочих кадров может составить величину порядка 105 000 человек. И это лишь один город и область России. В такой ситуации особые задачи стоят перед организациями сферы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Это означает необходимость создания режима благоприятствования соответствующим образовательным учреждениям. Среди основных факторов, определяющих такой режим, можно выделить следующие. Во-первых, установление системы льготного налогообложения, способствующего быстрому развитию таких организаций. Результат от введения данной меры, безусловно, выразится в общем увеличении масштабов и эффективности функционирования бизнес-предприятий и в конечном счете поступлений в бюджет страны. Во-вторых, закрепление в законодательной форме обязательного отчисления и использования средств на повышение квалификации кадров каждым предприятием, например не менее 1,5% от фонда заработной платы, как это делается во Франции. В-третьих, установление системы дотаций из федерального и местных бюджетов организациям образовательной сферы. В-четвертых, повышение заработной платы преподавателям организаций бюджетной сферы для противодействия оттоку и в целях привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров. В-пятых, создание условий для развития системы социального партнерства в целях развития кадрового потенциала. Представляется целесообразным добавить в классическую систему участников социального партнерства представителей сферы профессионального образования, федеральных органов управления, общественных организаций, а также создать региональные попечительские советы организаций профессионального образования. В-шестых, формирование федеральной и региональных программ поддержки профобразования. Думается, что одной из ключевых проблем, которая должна быть решена насколько возможно быстро, является подготовка квалифицированных менеджеров по персоналу, способных убедить высшее руководство компаний в необходимости систематической работы в этой области. Не менее важным является и профессиональная переподготовка менеджеров среднего звена, непосредственно управляющих большими или малыми коллективами. И еще одно. Необходимы благоприятные условия для создания корпоративных университетов, учебно-консультационных центров для обеспечения непрерывного процесса подготовки и повышения квалификации кадров. Такие центры могут создаваться отдельными крупными организациями, отраслевыми группами предприятий города (региона) или группами вертикально интегрированных компаний на долевой основе и при непосредственном участии образовательных учреждений. Все это вместе взятое создаст необходимые условия для обеспечения растущих потребностей России в высококвалифицированных кадрах, потребностей, с одной стороны, определяемых задачами экономического роста, а с другой определяющих его темпы в XXI веке.
|