Персонал-Микс

 / архив  / 



Содержание

От редакции

Summary


№ 3 (016), 2003


От редакции


Вера Минина, доктор социологических наук, профессор, главный редактор журнала «Персонал-Микс»

Современный менеджмент — ответ на вызовы XXI века

В обществе XXI века на задний план отходит среднестатистический потребитель, который различается лишь толщиной своего кошелька и готовностью наполнить стандартную потребительскую корзину.

Современный потребитель обретает индивидуальность, а потребление — множество стилей. И рассчитывать на успех могут те компании, которые способны придать этим стилям целостность и завершенность.

Не продукт является главным, а клиент, потребитель. Следовательно, менеджмент должен быть клиентоориентированным. Но не только. Что означает создавать целостный, завершенный стиль? По существу это означает формирование образа потребления, его основных черт, а посему деятельность менеджмента должна выходить за рамки собственно производства и вторгаться в сферу потребления.

В обществе XXI века товар как таковой перестает быть предметом конкуренции. Высокоразвитое, высокотехнологичное производство приводит к тому, что создаваемые продукты по своим техническим характеристикам отличаются несущественно. И тот товар побеждает, в который удается вдохнуть мечту, наполнить его социальным смыслом, который «рассказывает» потребителю привлекательные для него истории или, другими словами, созвучен внутреннему миру конкретного человека. Это означает, что не вещная форма товара сама по себе, а его образ, социальный и индивидуальный смысл становятся предметом конкуренции. Возрастающие затраты на создание и продвижение брэндов — убедительное тому подтверждение.

Как действовать менеджерам в таких условиях?

Им приходится отказываться от рационального типа мышления, от действий в логике «затраты— выгоды» и учиться мечтать, творить мир, как это делают художники и поэты. Менеджмент сближается с искусством: умение импровизировать, «входить в образ» в зависимости от ситуации становится важнейшим качеством успешного менеджера. Страны, вступившие в общество XXI века, переживают бум нематериального производства, которое с полным основанием можно назвать социальным. Оно характеризуется высокими темпами развития индустрии досуга и развлечений, помощи и заботы, индустрии личностного развития и совершенствования. В сфере социального производства потребитель ведет себя не как человек экономический, который мыслит и действует рационально, он демонстрирует свои эмоции, часто поступает нелогично, вопреки сухому расчету. «Нелогичное» поведение потребителей вынуждает менеджмент действовать адекватно и предлагать на рынке все новые и новые социальные услуги. Инновационность, особенно в сфере социальных услуг, становится признаком современного менеджмента.

Инновационность проявляется не только в умении предлагать потребителю новое, причем с некоторым опережением, — это также умение «видеть шире своего клиента». Первые признаки фундаментальных изменений, отмечает Питер Друкер, редко возникают среди своих постоянных клиентов. Как правило, они сначала проявляются среди потребителей, не являющихся клиентами компании*. Поэтому менеджеры должны изучать прежде всего «чужих» потребителей, поскольку в них кроется потенциал перемен.

Общество XXI века — это общество социальных сетей, в которых происходит социальная идентификация. Особенность таких сетей в том, что они подвижны, способны к обновлению. В то же время включение в сети формирует ощущение стабильности, что в наш век высоких темпов и быстрых изменений является немаловажным фактором успешной деятельности. И если компании удается сформировать свою сеть, ее существование приобретает черты устойчивости. В этих условиях менеджмент должен уметь работать с общественностью, быть открытым вовне. Его деятельность должна стать прозрачной, а такие понятия, как доверие, приверженность, лояльность, — приобрести характер важнейших ценностей.

* Друкер П.Ф. Теория бизнеса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Менеджмент». 2002. Вып. 4. С. 71.

 

В одном отношении бизнес похож на войну: если общая стратегия верна, тактические ошибки, сколько бы их ни было, не помешают вам достичь успеха.

Роберт Вуд

Еженедельная рассылка новостей деловой жизни от журнала «Персонал-Микс».

 

Все права защищены. Использование материалов только с письменного разрешения издателя.

Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, 11, литер Е
Тел.: (812) 230-46-83, 230-94-57
E-mail: info@personal-mix.ru

 

 

Яндекс цитирования Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru

 

© Персонал-Микс, 2006