№ 2 (015), 2003
От редакции
Елена Эйбшиц, кандидат экономических наук, генеральный директор компании «Римус» издателя журнала «Персонал-Микс» Развивая конкурентные преимущества В настоящее время одним из основных конкурентных преимуществ компаний является скорость реагирования на перемены, и самое сложное тут быстрое осуществление внутренних изменений. А это предполагает включение в процесс преобразований всех работников, от которых зависит динамика данного процесса. Возникают вопросы: 1. От каких работников зависит внедрение изменений? 2. Каков тот коммуникационный инструмент, который может обеспечить высокий темп изменений? Ответ на первый вопрос очевиден: это те, кто входит в так называемую управленческую команду, участвует в формировании стратегий. Эти работники должны выступить проводниками изменений для всего персонала. Но осуществить эту функцию можно, только если с самого начала воспринять изменения не как некую чужеродную помеху, а как естественный этап в развитии организации. Коммуникационным же инструментом, как выяснено в теории и уже подтверждается в практике успешных компаний, выступает корпоративная культура, точнее те ее параметры, которые обеспечивают одинаковое понимание и восприятие всеми коренных аспектов деятельности компании. Это означает существенное изменение стратегических приоритетов в сфере подбора высшего управленческого персонала. Понятно, что в ситуации быстрых изменений у компании нет времени, чтобы набирать просто хороших специалистов, профессионалов, а затем встраивать их в корпоративную культуру компании. При этом может оказаться, что конкретный специалист несовместим с корпоративной культурой компании, а между тем на него уже потрачены деньги, а главное время. Поэтому единственным эффективным с точки зрения временных рамок способом формирования управленческой команды становится подбор таких работников, которые разделяют ценности и приоритеты, составляющие суть корпоративной культуры. То есть компания должна заранее определять те базовые параметры корпоративной культуры, которые стратегически значимы для нее. Фактически она заявляет: «Наша корпоративная культура это…». Затем необходимо обеспечить поддержание корпоративной культуры. Для этого чаще всего используют такие инструменты, как правила, кодексы, нормы, корпоративные праздники, процедуры поощрения и пр. Но прежде всего нужно активно декларировать свои ценности во внешней среде. Для этого есть два пути. Первый использование основной деятельности компании. Он особенно хорош для тех организаций, основным или сопутствующим продуктом которых является сервис, а также для тех, деятельность которых можно увязать с социально значимыми сферами жизни (например с производством продуктов детского питания). Второй путь в отрыве от основной деятельности осознанно формировать свой имидж работодателя как в глазах собственных работников, так исоискателей. Это направление деятельности обычно называют «маркетинг персонала» и под ним подразумевают: — PR, рассчитанный на потенциальных работников (формирование имиджа компании на рынке труда); — PR, рассчитанный на действующих работников (внутренний PR). Если интерпретировать «маркетинг персонала» в терминах корпоративной культуры, то можно сказать, что формирование имиджа компании на рынке труда позволяет заранее отбирать сотрудников с учетом приверженности определенной системе ценностей, а внутренний PR позволяет поддерживать, укреплять и развивать эту систему ценностей. Таким образом, целесообразно рассматривать «маркетинг персонала» не только и не столько как способ получения лучших специалистов для создания конкурентного преимущества. Маркетинг персонала это также создание коммуникационного инструмента, который позволяет компании сокращать сроки внедрения изменений.
|