|
Не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет!
Пианисты автократы, патерналисты и демократы Взаимоотношения между руководителем и сотрудником один из краеугольных камней внутрикорпоративных отношений. Посмотрим с позиции руководителя на них и на тенденции, которые здесь проявляются. В нашей российской деловой культуре существует миф о прогрессивности западных моделей управления кадрами. Причин тому много, а вот результатом является попытка "надеть западную шубу" на российского руководителя. Интересно узнать: получается или нет? Одна тенденция просматривается недовольство руководителей результатами обучения своих сотрудников. Мы проинтервьюировали представителей более 150 фирм и компаний в Петербурге на предмет желания обучения и пользы уже проведенного (схема приведена). Отношение фирмы к обучению Не удовлетворены обучением 27% Предполагают продолжить обучение в области управления 10% (из них 7% работают со своими преподавателями / тренерами) Результат я оцениваю как показатель появившейся тенденции снижения интереса руководителей к различным обучающим бизнес-программам. Вернее, произошло распределение отношения к новациям в области управления и относительная стабилизация применения различных моделей на практике. Многие руководители "протестировали" методы и технологии, определились, кто они и как работают как автократы, как патерналисты или демократы. К сожалению, значительная часть из них мало задумываются над смыслом этих "прозвищ", хотя, конечно, знают, какие из них имеют отрицательный, осуждаемый обществом смысл, и знают, кем они являются. "На миру" мы говорим одно, а сами себе и между собой другое. Признание некоторых руководителей: "…на заводе среди своих подчиненных я остаюсь "красным директором", а вне завода я бизнесмен" не такая уж редкость. "Я знаю, что мои ответы будут читать многие люди и мои подчиненные, и вынужден это учитывать". Чего здесь больше политики, рекламы или искренности? Скорее всего, и то, и другое, и третье. Самое важное, что здесь есть, самоопределение человека, понимающего реальность, в которой он работает. Перед руководителем всегда стоит ряд конкретных задач, поставленных им самим или сверху. Хочу подчеркнуть: объективная реальность определяет действия руководителя… или он перестает им быть. К сожалению, мы, консультанты и преподаватели, часто забываем об этом, предлагая свои методы и пути решения проблем… Все мы родом из детства И руководители, и подчиненные не появились из ниоткуда. И это тоже объективная реальность. Более половины руководителей "пришли" из Советского Союза; даже те, кому сейчас за тридцать, успели закончить советскую школу, пожить в советской семье и "совершали (в разной степени) советские обряды". Более 80% рабочих на предприятиях оттуда же. В этих "гуманитарных ресурсах" советский авторитаризм занимает не последнее место, и слово "партнер" для них имеет свой смысл. Но и "совок", как его теперь называют, имел свои корни в российской патерналистской культуре, которая также влияет на сегодняшние процессы деловой активности. Автократия и патернализм чем-то похожи по определенному типу участников производственной или деловой деятельности: начальника и подчиненного. Сегодня, как ни хотелось бы иного, это самый распространенный тип власти и ее реализации. Роль подчиненных в современных условиях (их культура, опыт и представления, каким должен быть руководитель) во многом стимулирует сегодня роль отца, а не диктатора и не партнера. По опросу ВЦИОМ, 70% опрошенных россиян считают, что русскому человеку не обойтись без мудрых, властных лидеров, сильной руки, которая направляла бы его действия. "Папа" руководитель, который все держит в своих руках. Папа действует на основании интуиции и опыта. Папа сам выжил и нас оберегает. Старые сотрудники воспринимают это с пониманием и ностальгией. Для молодых он Ли Якока. "Вы знаете, сколько у меня на заводе молодых рабочих? Единицы… Я их всех по фамилиям знаю!" говорит директор завода. "В основном мои рабочие предпенсионного возраста! Только в плохом сне я вижу в них партнеров". "Их переделать все равно что реку вспять повернуть!" "Мотивация сотрудников модная тема, которую мусолят теоретики на круглых столах, семинарах, тренингах и пр. Но, на мой взгляд, есть элементарный, опробованный веками метод кнута и пряника", считает один из крупных руководителей Санкт-Петербурга.* Современное общество ставит новые задачи и создает больше возможностей для применения разнообразных методов управления. Моду задают образовательные и консультационные структуры, предлагающие самые различные новации "различного вида шубы", а тон (или климат, определяющий, какой вид одежды наиболее подходящ) государство. Оно упорно, вот уже десять лет определяет, какой тип отношений будет доминировать: патерналистский или демократический. Хотя определение, скорее всего, уже произошло: для демократии необходимо время, и не один год. Посмотрим в окно! Первая реальность руководителя: "Я на войне, а раз так где там моя советская телогрейка?" (Считается, что советская телогрейка гениальная и непревзойденная одежда, созданная для войны. Воевать в шубе неудобно. Но невдомек, что командир не должен махать шашкой, да и война уже другая.) От многорукого к ясноголовому Тем не менее практика показала, что, не выстроив своих солдат, ничего не добьешься. Да и происходивший передел собственности не способствовал интеллектуальным занятиям. Захват, атака, победа, борьба, ЧП, перехват термины последнего десятилетия отнюдь не мирные. Анализ предприятий, которые поднимались из руин 1990-х годов, показывает эффективность жестких и авторитарных методов руководства. Воля и власть помогли выжить и "встать на четвереньки". Тот, кто остановился на этом, не выжил или, скорее всего, не выживет. Теперь многие соглашаются: и производительность труда, и капитализация производства с помощью "палки" возможны лишь до определенного невысокого уровня. Далее необходимо включать человеческий фактор. Обычно в этот момент идут обращения к внешним консультантам: "Уже и зарплату повышал два раза, и разные социальные программы делал, стою, понимаешь, на месте! Вроде работают, а производительность не растет, зато растут потери! И воруют! Воруют!" Рынок отвечает многочисленными предложениями: вот вам такая управленческая система, вот другая. В ответ типичное признание: "Обучил несколько человек через полгода их потерял… обучал, обучал, а что толку!" Но использовать партнерство невозможно: одни руководители не понимают как, для других это измена своим ценностям. "Вы знаете, я попробовал у меня весь топ-менеджмент и средний тоже прошли тренинги и специальные курсы. Эффекта, которого ожидали, нет!" говорит один директор. Другой приобрел негативный опыт, когда подчиненные, почувствовав партнерские отношения, стали фамильярничать и покушаться на власть. Вы когда-нибудь пробовали, делая правый поворот на машине, оказать уважение нашим пешеходам, пропустив их, как полагается по правилам дорожного движения? Попробуйте! Пешеходы, увидев такое внимание, обычно резко замедляют движение и как бы демонстративно показывают свою значимость, идут медленно и гордо, гораздо медленнее, чем необходимо. Теперь они не уважают вас. Вы теряете время, и, возможно, способность проехать перекресток теряют другие позади вас. Ведь часто за вами стоят и нервничают другие водители. Или вспомните, как у нас проверяют новенького в коллективе. Да, используя тест на различные силовые действия. Императив борьбы в крови и в традиции. Итак, дисциплина и порядок у нас работают, но работает и сам руководитель. А как не работать, если среди множества решений он старается (или его жизнь заставляет) выбрать единственно правильное, затратив как можно меньше ресурсов. Проходит хорошо, не проходит буду думать. Стоит ли осуждать руководителя, потому что ему всегда некогда и никто не даст ему притормозить, а уж тем более остановиться. Жизнь должна заставить его самого учиться (42% топ-менеджеров учились у нас на практике, 27% на специальных курсах и только 7% в бизнес-школах)**. До этих пор учеба сотрудников для руководителя лишняя головная боль. Вот и пришли к многорукому отцу, а что дальше? Скорее всего, на смену многорукому придет ясноголовый (по крайней мере, так хочется). Сегодняшняя неопределенность и нестабильность не способствуют стратегии, выживание это почти всегда тактика. Стратегия это уже управление, а управление требует перераспределения ответственности, а значит и партнерства. Ясноголовый не просто сильный и опытный, он образованный и умный! А в России еще и отец родной! *Деловой Петербург, 15.12.2002. **Коммерсант-власть, 12.02.2002.
|