Персонал-Микс

 / публикации  / статьи  / 

ПМ № 4 (005), 2001

Внутриорганизационные коммуникации


Мария Павенкова –
ассистент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ И МИФОЛОГИЯ


Для того, чтобы достигнуть какой-то определенной цели,
следует стремиться не к самой этой цели,
но к чему-то еще более возвышенному,
находящемуся за ее пределами.
Арнольд Тойнби

Зачем нужна ложь в организации?

Ложь — это слово неприятное на слух и вызывающее негативные ассоциации. Особенно неприятное в России, где Правда и Истина — одно и то же. Поэтому это слово пытаются заменить на другие. Например, на термин «миф». Миф — это не то чтобы ложь, а просто неправда, определенным образом оформленная. То есть, если ложь — это «игра без правил», то миф — по правилам. Самые прямые ассоциации вызывает древняя мифология. Вроде бы полная «чушь», но системно изложена и достаточно логична. В отличие от утопии миф кажется более реалистичным, в отличие от идеологии — менее подверженным партийности.

Мифология организации всегда незримо присутствует. В целом она выполняет три основных функции:

  • настраивает на успех;
  • удерживает ситуацию в равновесии;
  • объясняет поражение.

Рождение мифа

Многие считают, что вначале возникает организация, набирается персонал, а потом уже появляется мифология. Но, создавая конкретную организацию, собственники и менеджеры уже получают от общества определенный набор альтернатив, называемых «институциональные мифы». Это могут быть мифы о престижных и выгодных сферах деятельности, о способах набора персонала и т.д. Фактически, выбирая вид деятельности, отцы-основатели организации уже заимствуют и соответствующую мифологию. Возникновение принципиально нового мифа ведет к возникновению нового вида деятельности и новых организаций. Пример с крестоносцами, наверно, является слишком исторически отдаленным. Но пример с «МММ» еще жив. Главное, миф — это вопрос веры и от этой веры неотделим.

Ориентация на успех и расширение организации

В общем-то, основная функция мифа в современных организациях — ориентировать на успех. Успех имеет четкое количественное выражение — «Мы увеличим прибыли на столько-то процентов» и т.п. Главный миф, ориентирующий на эффективную деятельность — «Все в наших руках». И конечно, как результат, мнение, что «Мы лучшая организация, из тех, какие только можно представить». Возможно написание гимна, создание эмблем и т.д. Но это, на самом деле, только оформление мифологии, а не она сама.

Status quo

Когда менять ничего не нужно (или не хочется) и остается только «почивать на лаврах», мифология проявляет свои лучшие качества, если она имеет историческую форму. Подробные рассказы о «боевом» прошлом руководителей, их бесконечных победах на фоне поражениях врагов — это все, конечно, сказки по крайней мере наполовину. Но они непременно должны рассказываться новоприбывшему персоналу в формальной и неформальной обстановке. Все должны быть уверены, что занимаемые посты удерживаются по праву, а сама организация прошла испытание «огнем и мечом».

Почему мы проиграли?

Есть много причин, почему организации не достигают своих целей. Но способность доступно объяснить поражение — это залог будущих успехов. Здесь мифология просто необходима. Обычно используются официальные указания на внешние причины: «В нашем государстве невозможно вести дело», «Такой-то нас просто «кинул»». Внутренние причины связаны с поиском «козла отпущения». Лучше, конечно, чтобы он уже уволился. В организации, где персонал — это одна команда, стоит попробовать рассмотреть проблему честно и конструктивно, но важно, чтобы это не выродилось в самобичевание и упадок «комсомольского задора».

Смерть мифологии

Определить, что мифология умирает достаточно легко. Умирающий миф вырождается в пародию. Это практически тот же текст, но с добавлением «да уж». «Мы преодолеем все трудности, да уж». Малоприятные намеки не стоит воспринимать как оговорки. Умирающая мифология разрушает все вокруг. Надо срочно создавать новую.

Перестройка и обновление

Создание новой мифологии, когда институциональный дар общества разрушился, — это не просто вербальный акт, а серьезная перестройка формальной структуры управления. С организационной точки зрения, ничто не производит на персонал большего впечатления, чем кардинальное переустройство всей организации. Вспомним народный порыв времен перестройки, инициированной М.С. Горбачевым. В ней было рациональное зерно, другое дело, что порыв не удалось направить в нужное русло. Очевидно, что встряска рождает новую мифологию. Это крайний метод, но в случае удачи окупается. Получив снова поддержку, мифология обретает статус правила с огромным организационным потенциалом.

 

Дискуссия возможна только между людьми с одинаковыми взглядами.

Янина Ипохорская

Еженедельная рассылка новостей деловой жизни от журнала «Персонал-Микс».

 

Все права защищены. Использование материалов только с письменного разрешения издателя.

Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, 11, литер Е
Тел.: (812) 230-46-83, 230-94-57
E-mail: info@personal-mix.ru

 

 

Яндекс цитирования Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru

 

© Персонал-Микс, 2006