|
Мария Павенкова –
ассистент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета |
|
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ И МИФОЛОГИЯ Для того, чтобы достигнуть какой-то определенной цели, следует стремиться не к самой этой цели, но к чему-то еще более возвышенному, находящемуся за ее пределами. Арнольд Тойнби Зачем нужна ложь в организации? Ложь это слово неприятное на слух и вызывающее негативные ассоциации. Особенно неприятное в России, где Правда и Истина одно и то же. Поэтому это слово пытаются заменить на другие. Например, на термин «миф». Миф это не то чтобы ложь, а просто неправда, определенным образом оформленная. То есть, если ложь это «игра без правил», то миф по правилам. Самые прямые ассоциации вызывает древняя мифология. Вроде бы полная «чушь», но системно изложена и достаточно логична. В отличие от утопии миф кажется более реалистичным, в отличие от идеологии менее подверженным партийности. Мифология организации всегда незримо присутствует. В целом она выполняет три основных функции: - настраивает на успех;
- удерживает ситуацию в равновесии;
- объясняет поражение.
Рождение мифа Многие считают, что вначале возникает организация, набирается персонал, а потом уже появляется мифология. Но, создавая конкретную организацию, собственники и менеджеры уже получают от общества определенный набор альтернатив, называемых «институциональные мифы». Это могут быть мифы о престижных и выгодных сферах деятельности, о способах набора персонала и т.д. Фактически, выбирая вид деятельности, отцы-основатели организации уже заимствуют и соответствующую мифологию. Возникновение принципиально нового мифа ведет к возникновению нового вида деятельности и новых организаций. Пример с крестоносцами, наверно, является слишком исторически отдаленным. Но пример с «МММ» еще жив. Главное, миф это вопрос веры и от этой веры неотделим. Ориентация на успех и расширение организации В общем-то, основная функция мифа в современных организациях ориентировать на успех. Успех имеет четкое количественное выражение «Мы увеличим прибыли на столько-то процентов» и т.п. Главный миф, ориентирующий на эффективную деятельность «Все в наших руках». И конечно, как результат, мнение, что «Мы лучшая организация, из тех, какие только можно представить». Возможно написание гимна, создание эмблем и т.д. Но это, на самом деле, только оформление мифологии, а не она сама. Status quo Когда менять ничего не нужно (или не хочется) и остается только «почивать на лаврах», мифология проявляет свои лучшие качества, если она имеет историческую форму. Подробные рассказы о «боевом» прошлом руководителей, их бесконечных победах на фоне поражениях врагов это все, конечно, сказки по крайней мере наполовину. Но они непременно должны рассказываться новоприбывшему персоналу в формальной и неформальной обстановке. Все должны быть уверены, что занимаемые посты удерживаются по праву, а сама организация прошла испытание «огнем и мечом». Почему мы проиграли? Есть много причин, почему организации не достигают своих целей. Но способность доступно объяснить поражение это залог будущих успехов. Здесь мифология просто необходима. Обычно используются официальные указания на внешние причины: «В нашем государстве невозможно вести дело», «Такой-то нас просто «кинул»». Внутренние причины связаны с поиском «козла отпущения». Лучше, конечно, чтобы он уже уволился. В организации, где персонал это одна команда, стоит попробовать рассмотреть проблему честно и конструктивно, но важно, чтобы это не выродилось в самобичевание и упадок «комсомольского задора». Смерть мифологии Определить, что мифология умирает достаточно легко. Умирающий миф вырождается в пародию. Это практически тот же текст, но с добавлением «да уж». «Мы преодолеем все трудности, да уж». Малоприятные намеки не стоит воспринимать как оговорки. Умирающая мифология разрушает все вокруг. Надо срочно создавать новую. Перестройка и обновление Создание новой мифологии, когда институциональный дар общества разрушился, это не просто вербальный акт, а серьезная перестройка формальной структуры управления. С организационной точки зрения, ничто не производит на персонал большего впечатления, чем кардинальное переустройство всей организации. Вспомним народный порыв времен перестройки, инициированной М.С. Горбачевым. В ней было рациональное зерно, другое дело, что порыв не удалось направить в нужное русло. Очевидно, что встряска рождает новую мифологию. Это крайний метод, но в случае удачи окупается. Получив снова поддержку, мифология обретает статус правила с огромным организационным потенциалом.
|